Пункт коррекционно-педагогической помощи

Работа пункта коррекционно-педагогической помощи

Коррекционная работа с учащимися осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

 — работа по развитию фонематического слуха;

 — работа по развитию лексико-грамматической стороны речи ;

 — работа по обогащению словарного запаса;

 — работа по развитию связной речи.

 — работа по коррекции слоговой структуры слова;

           Коррекционные занятия направлены на развитие памяти и внимания, развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кисти и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д.

График

работы учителей-дефектологов в пункте коррекционно-педагогической помощи

«Средней школы №2 г. Гомеля имени Г.М.Склезнева»

в период углубленного обследования учащихся

 на 2 полугодие 2023 /2024 учебного года



Учитель-дефектологМасюк Н.А

Понедельник10.30 -16.30
Вторник10.30 -16.30

Среда10.30 -16.30


Четверг10.30 -16.30




Пятница10.30 -16.30





Учитель-дефектологВолошко Л.Г.

Понедельник10.30 -15.30




Среда10.30 -15.30









Пятница10.30 -15.30



Учитель-дефектологКороткая М.В.

Понедельник10.30 -15.30
             Вторник10.30 -15.30

Среда10.30 -15.30


Четверг10.30 -15.30




Пятница10.30 -15.30

Государственное учреждение образования «Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»

246028, г.Гомель, ул.Кожара, д.13 (проезд от вокзала автобусом №3а, №7а

 до остановки «Океан»)

Прием специалистами психолого-медико-педагогической комиссии осуществляется

 ТОЛЬКО по предварительной записи.

по телефону 514990

Документы необходимые для прохождения психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)

— выписка из истории развития ребенка, включает заключения врачей-специалистов: отоларинголога, офтальмолога (заполняется участковым врачом педиатром)

— заключение детского психиатра 

— психолого-педагогическая характеристика из учреждения образования, в котором обучается или воспитывается ребенок (оформляет воспитатель группы или классный руководитель)

— продукты деятельности ребенка (рисунки, аппликации — для детей дошкольного возраста, рисунки, тетради по письму, математике — для детей школьного возраста)

Коррекционная работа с учащимися в пункте осуществляется в форме групповых, подгрупповых и индивидуальных занятий по следующим направлениям:

— коррекция звукопроизношения;

 — работа по развитию фонематического слуха;

 — работа по развитию лексико-грамматической стороны речи;

 — работа по обогащению словарного запаса;

 — работа по развитию связной речи.

 — работа по коррекции слоговой структуры слова;

           Коррекционные занятия направлены на развитие памяти и внимания, развитие фонематического восприятия, языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков мелкой моторики, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование отдельных сторон психической деятельности и мыслительных операций.

 Государственное учреждение образования

«Гомельский городской центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»    

 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 Ф. И. О.  Место для ввода текста.

Дата рождения  Место для ввода текста.

Домашний адрес  Место для ввода текста.

Телефон  Место для ввода текста.

Дата обследования ПМПК  Место для ввода даты. Протокол №  1

 Описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения:

 Общее недоразвитие речи: 3-й уровень речевого развития

Ребенок охотно идет на контакт, быстро адаптируется к новой обстановке. Эмоциональная сфера не нарушена, ведет себя адекватно, требования взрослых выполняет. Внимание неустойчивое, концентрация на объекте снижена, ограничен объем запоминания. Учебная мотивация неустойчива, самоконтроль недостаточный. Запас знаний и представлений об окружающем мире снижен. Процессы памяти развиты в недостаточной мере. Снижены темп и объем запоминания, воспроизведение неполное. Поставленную задачу выполняет, действует по словесной инструкции.  Самостоятельно не устанавливает причинно-следственные связи. Не владеет прямым и обратным счетом. Складывает и вычитает в пределах 10 с помощью. Чтение медленное, послоговое, невыразительное, с большим количеством ошибок. Смысл прочитанного понимает слабо, пересказывает с помощью наводящих вопросов. Слова и предложения, написанные печатным и письменным шрифтами, списывает с пропусками и искажениями. Под диктовку пишет с большим количеством ошибок. 

Рекомендации:

         Обучение по образовательной программе общего среднего образования. Оказание коррекционно-педагогической помощи в пункте коррекционно-педагогической помощи в 2022/2023, 2023/2024 учебных годах.

Согласие (несогласие) законного представителя с рекомендациями:

__________________________________________________________________

Директор ГГЦКРОиР                _____________                И.В.Андрейчикова

Распространенные ошибки родителей,

пагубно влияющие на речевое развитие ребенка

Часто, кажется, что ничего не предвещало беды, но у ребенка «из ничего» возникают сложности в овладении устной речью. Затем, как следствие, эти проблемы перерастают в еще более весомые, когда ребенок переходит из дошкольного учреждения в школу. Многие речевые нарушения обусловлены серьезными патологическими факторами, как врожденными, так и приобретенными, но особое внимание хотелось бы акцентировать на тех негативных составляющих, которые родители способны, и обязаны преодолеть самостоятельно, чтобы помочь своему ребенку.

Прежде всего, особого внимание заслуживает речевая среда. Полноценное речевое развитие маленького человека невозможно без полноценной речевой среды. Многие родители ошибочно полагают, что малыш не нуждается в их помощи, что излишнее внимание к общению с ребенком ни к чему. Таким образом, игнорируя особенности деткой речи, многие родители собственными руками лишают ребенка очень важной составляющей его развития.

Одним из наиболее пагубных факторов является так называемое «сюсюканье». Родители довольно часто, в порыве нежных чувств подражают малышу, нарочно искажая свою речь. Степень этих искажений и их вариации крайне разнообразны, а поэтому могут нанести урон многим компонентам речевой системы ребенка. Отдельно в этой ситуации следует выделить тот факт, что своим поведением родители сами лишают своего ребенка мотивации к овладению полноценной речью. Ребенок быстро усваивает тот факт, что родителям нравится такое общение и не торопится что-то исправлять в своей речи.

Часто родители наносят серьезный урон речи ребенка, игнорируя «тревожные звоночки», которые указывают на проблемы в развитии. Среди родителей часто бытует мнение, что ребенок просто перерастет патологию, что после определенного возраста все встанет на свои места. Таким образом, подобный попустительский стиль воспитания тормозит речевое развитие ребенка. К тому же родители упускают те сенситивные периоды, когда патологию можно исправить гораздо быстрее и проще, когда ребенку требуется только помощь в овладении материалом, а не серьезная коррекционная работа.

Стоит отметить нежелание родителей работать над собственными несовершенствами. Очень распространены случаи, когда ребенок, неосознанно, подражая матери, искажает определенные звуки речи. Родители обычно прибывают в полной уверенности, что этот дефект обусловлен генетически, передается из поколения в поколение и не торопятся его исправлять.

Вредоносным фактором является и быстрая, неразборчивая речь взрослого. Во-первых, в этой ситуации опять срабатывает механизм подражания, и дети неосознанно перенимают некую неряшливость в общении. Во-вторых, у ребенка возникают трудности в усвоении слого-звуковой структуры слов. Если ребенок не может разобрать, услышанное, то и воспроизвести полноценно он это никогда не сможет. В-третьих, при быстрой и невыразительной речи теряются окончания слов, таким образом, страдает и грамматический строй речи, а именно согласование слов в предложении.

Так же, одной из основных бед нашего времени, является бедный речевой опыт детей. Этот пагубных фактор охватывает все возрастные группы детей, кроме того оказывает крайне негативные последствия даже на детей, речевое развитие которых не вызывало опасения. Дети не приучены разговаривать, им сложно сформулировать свою мысль, описать ситуацию. Конечно, жизнь в мегаполисе откладывает свои отпечатки, один из них катастрофическая нехватка времени. Родители сильно выматываются и устают на работе, вследствие чего у них не остается ни сил, ни времени на общение со своим ребенком.

Отдельно стоит выделить темпы развития технического прогресса. Часто родителям проще включить ребенку телевизор, компьютер, нежели почитать ему или спросить, как прошел его день. Странно, но родителей не пугает тот факт, что дети, не освоив речевую систему, знают, где включается компьютер.

Если подытожить написанноето можно выделить несколько основных правил, которые помогут ребенку в преодолении речевых дефектов и полноценном становлении его речи. К подобным правилам стоит отнестиследующие:

1.    Правильная, грамотная и выразительная речь взрослых.

2.    Проговаривание действий, называние предметов при общении с детьми раннего возраста (накапливание пассивного словаря)

3.    Создание ситуаций, когда ребенок в раннем возрасте должен выразить свое желание словесно.

4.    Четкое проговаривание неправильно сказанных ребенком слов, акцентирование его внимания на правильном образце.

5.    Создание благоприятной речевой среды, организация игр, провоцирующих речевую активность детей.

6.    Создание благоприятного климата в семье, располагающего к общению всех членов семьи.

7.    Организация свободного времени ребенка с помощью различных кружков, секций, общения со сверстниками.

8.    Своевременное обращение за консультацией к специалисту, при отклонениях в развитии речи ребенка.

Конечно, соблюдение этих правил не является панацеей от всех речевых проблем.

Но, стоит отметить, что их соблюдение способно существенно облегчить жизнь и ребенку, и родителям.

Рекомендации родителям, будущих первоклассников.

Рекомендации родителям, будущих первоклассников.

На что обратить внимание в развитии речи. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к шести годам должен выговаривать все звуки.

Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь — дождик), словоизменение (стул — стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод…

Состояние словарного запаса

Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Активно использовать антонимы (грустный — весёлый, молодой — старый, высоко — низко, бежать — стоять, разговаривать-молчать и т. д.), синонимы (например, пес, собака, псина; лошадь, конь, жеребец, скакун и т. д.), слова — действия, слова — признаки.

Состояние связной речи.

Основные акценты должны быть расставлены на умении будущего школьника отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок.

Обратите внимание на:

  • Развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, лепка, мозаика, аппликационные работы).
  • Состояние пространственных функций (умение определять «право — лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.
  • Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).
  • Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).
  • Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).
  • Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).
  • Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы.Уметь правильно объединять предметы в группы по общим существенным признакам (посуда, одежда, обувь, головные уборы, мебель, транспорт, домашние животные, дикие животные, животные, птицы, рыбы, цветы, деревья, овощи, фрукты и др.), выделение лишнего с объяснением).
  • Чувство ритма (ребенок отстукивает, отхлопывает заданный ритм).

Испытывайте уважение к ребенку как к личности. Сохраняйте доброжелательную эмоциональную атмосферу в семье. Развивайте и поддерживайте интерес ребенка к обучению. Во время выполнения домашнего задания проводите физкультминутки, следите за осанкой ребенка. Поощряйте успехи («Ты сможешь, ты способен»), не акцентируйте внимание на неудачах при обучении. Не требуйте любой ценой только высоких результатов. Объясняйте, как важно получать новые знания и развивать свои способности. Не наказывайте ребенка ограничением его двигательной активности (не запрещайте гулять вместе с другими детьми на свежем воздухе). Строго придерживайтесь режима дня.

Почаще хвалите ребенка и радуйтесь вместе с ним каждой, даже самой незначительной, удаче. Ваш доброжелательный настрой-залог успеха!

Упражнения для развития связной речи.

 Учить подбирать определения и эпитеты (Какие бывают собаки: большие, служебные …);

 Узнавать предметы по описанию (Зелёная, кудрявая, белоствольная. Что это? Берёза);

 Подбирать действия к предметы и наоборот;

 Подбирать синонимы, антонимы; обстоятельства, дополнения…

 Назвать слова с определённым слогом, звуком;

 Составлять словосочетания и предложения с заданными словами;

 «Найди словечко» (на кухне, на улице и т. д.);

 «Длинные и короткие слова» (придумать, проговорить и сравнить слова: пол–потолок…);

 «Назови по-своему» (назвать по-новому стихотворение, сказку, рассказ);

 «Назови по-разному» (назвать по-разному одну и ту же игрушку);

 «А если бы» (помечтать на тему:«А если бы у меня был ковёр-самолёт, шапка-невидимка…»);

 Переделать известную сказку;

 Придумать свою сказку (с опорой на картинки, на ключевые слова);

 Придумать название замку, фантастическому животному и т. д.;

 Придумать продолжение сказки;

 «Перевирание сказки» (взрослый намеренно «перевирает» известную сказку, ребёнок должен исправить);

 Рассказать сказку, изменив амплуа героев (колобок – злой, лиса – добрая и т. д.).

Прокрутить вверх