Профориентация

Интерактивный путеводитель по системе профессионального образования в Республике Беларусь

«ОШИБКИ при выборе профессии»

1. Отношение к выбору профессии как к неизменному. В любой сфере деятельности происходит смена занятий, должностей по мере роста квалификации человека. При этом наибольших успехов достигает тот, кто хорошо прошел начальные ступени.

2. Бытующие мнения о престижности профессии. В отношении профессии предрассудки проявляются в том, что некоторые важные для общества профессии, занятия считаются недостойными, неприличными (например: мусорщик).

3. Выбор профессии под влиянием товарищей (за компанию, чтобы не отстать). Профессию мы выбираем по своему «вкусу» и «размеру» так же, как одежду и обувь.

4. Перенос отношения к человеку, представителю той или иной профессии, на саму профессию. При выборе профессии надо учитывать прежде всего особенности данного вида деятельности, а не выбирать профессию только потому, что тебе нравится или не нравится человек, который занимается данным видом деятельности.

5. Увлечение только внешней или какой-нибудь частной стороной профессии. За легкостью, с которой актер создает на сцене образ, стоит напряженный, будничный труд.

6. Отождествление школьного учебного предмета с профессией или плохое различение этих понятий. Есть такой предмет, как иностранный язык, а профессий, где требуется способность к языку много — переводчик, экскурсовод, телефонист международной связи и др. Поэтому при выборе профессии надо учитывать, какие реальные занятия и профессии за этим предметом стоят.

7. Устаревшие представления о характере труда в сфере материального производства. Во все профессии, и прежде всего в рабочие, внедряется сложная и интересная техника, повышается культура труда.

8. Неумение/ нежелание разбираться в своих личностных качествах (склонностях, способностях). Разобраться в себе тебе помогут профконсультанты, родители, учителя, товарищи.

9. Незнание/ недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии. Существуют профессии, которые могут быть тебе противопоказаны, т.к. они могут ухудшить твоё состояние здоровья.

10. Незнание основных действий, операций и их порядка при решении, обдумывании задачи при выборе профессии. Когда ты решаешь задачу по математике, то выполняешь определенные действия в определенной последовательности. Было бы разумно поступить также и при выборе профессии.

«7 шагов к взвешенному выбору профессии»

1. Составить список подходящих профессий

Составьте список профессий, которые Вам нравятся, интересны, по которым Вы хотели бы работать, которые Вам подходят.

2. Составить перечень требований выбираемой профессии

Составьте список своих требований:

  • выбираемая профессия и будущий род занятий;
  • выбираемая профессия и жизненные ценности;
  • выбираемая профессия и жизненные цели;
  • выбираемая профессия и мои сегодняшние проблемы;
  • выбираемая профессия и реальное трудоустройство по специальности;
  • желательный уровень профессиональной подготовки;
  • выбираемая профессия и мои склонности и способности;
  • желательные содержание, характер и условия работы.

3. Определить значимость каждого требования

Определите, насколько все перечисленные требования значимы. Может быть, есть менее важные требования, которые, по большому счету, можно и не учитывать.

4. Оценить свое соответствие требованиям каждой из подходящих профессий

Кроме тех требований, которые есть у Вас к профессии, существуют и требования самой профессии. Проанализируйте, развиты ли у Вас профессиональные качества, отвечают ли ваши интеллектуальные способности, психологические особенности, состояние здоровья требованиям профессии.

5. Подсчитать и проанализировать результаты

Проанализируйте, какая профессия из всего списка больше других подходит Вам по всем пунктам.

6. Проверить результаты

Чтобы убедиться в правильности Ваших размышлений, обсудите свое решение с друзьями, родителями, учителями, психологом.

7. Определить основные практические шаги к успеху

Итак, Вы приняли решение, теперь важно определить: в каком учебном заведении Вы сможете получить профессиональное образование, как развивать в себе профессионально важные качества, как можно получить практический опыт работы по данной специальности, как повысить свою конкурентоспособность на рынке труда.

Выбор профессии – сложный и ответственный шаг в твоей жизни. Не предоставляй выбор своей будущей профессии случаю. Пользуйся информацией профессионалов. Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей, внутренних убеждений (только равнодушные идут куда придется), реальных возможностей, взвесив все «за и «против».

С этой целью:

Изучи глубже самого себя

·        Разберись в своих интересах (что тебе интересно на уровне хобби, а что может стать профессией), склонностях, особенностях своего характера и физических возможностях.

·        Подумай, какие у тебя сильные и слабые стороны, главные и второстепенные качества.

·        Ознакомься с профессиями, которые соответствуют твоим интересам и способностям; прочти побольше книг, статей, журналов.

Наметь предварительно избираемую профессию или группу родственных профессий

·        Побеседуй с представителями избираемых профессий, постарайся побывать на рабочем месте этих специалистов, ознакомься с характером и условиями труда. Продумай, как, где и когда можно попробовать свои силы в этом деле практически и – действуй!

·        Ознакомься с учебными заведениями, в которых можно получить избранную профессию.

·        Сопоставь свои личные качества и возможности с характером той профессии, которую ты выбрал.

·        Приняв решение, не отступай перед трудностями. Будь настойчив в достижении намеченных целей.

Личный профессиональный план учащегося

1.Главная цель (что я буду делать, каким буду, чего достигну, идеал жизни и деятельности).

2.Цепочка ближайших и более отдаленных конкретных целей (чему и где учиться, перспективы повышения мастерства).

3.Пути и средства достижения ближайших целей (беседы с людьми, проба сил, самообразование, поступление в учебное заведение, подготовительные курсы).

4.Внешние условия достижения целей (трудности, возможные препятствия, возможное противодействие тех или иных людей).

5.Внутренние условия (свои возможности: состояние здоровья, способности к теоретическому или практическому обучению, настойчивость, терпение, личные качества, необходимые для работы по данной специальности).

6.Запасные варианты целей и путей их достижения на случай возникновения непреодолимых препятствий для реализации основного варианта.

Характеристика профессионального плана:

·        определенность, ясность плана (если человек указывает на единственную профессию и соответствующий тип учебного заведения);

·        полнота плана (когда учтены все необходимые факторы выбора профессии: направленность интересов, склонностей, способностей, состояние здоровья, уровень образования и т.д.);

·        устойчивость плана (во времени, как уверенность в правильности выбора и помехоустойчивость в стремлении к его осуществлению);

·        реалистичность плана (как опора на реальные социальные и психологические возможности реализации выбора);

·        логическая обоснованность и внутренняя согласованность (как соотнесение склонностей и способностей человека с требованиями профессии);

·        моральная оправданность плана (если мотивы профессии относятся к содержанию деятельности);

·        согласованность плана с потребностями рынка труда.

Этапы формирования профессионального плана

Составляя личный профессиональный план, необходимо:

·        определить, какой вид деятельности вам интересен; проанализировать в какой степени выражены склонности к работе в сферах «человек–природа», «человек–техника», «человек–человек», «человек–знаковая система», «человек–художественный образ»; составить формулу интересующей профессии;

·        выяснить, работники каких профессий требуются на рынке труда, в городе, районе, где вы живете;

·        сопоставить полученные данные и сделать вывод, в какой области профессиональной деятельности вы могли бы работать;

·        ознакомиться с интересующими профессиями, беседуя с их представителями, пользуясь профессиограммами, специальной литературой; посоветоваться с родителями; проконсультироваться с врачом;

·         соотнести свои индивидуальные особенности с требованиями избранной профессии;

·        узнать содержание интересующей профессии, условия работы, перспективы профессионального роста;

·        ознакомиться с возможными путями освоения профессии; побывать в учебных заведениях на «Днях открытых дверей»;

·        проанализировать преимущества и недостатки различных путей получения общеобразовательной и профессиональной подготовки. 

Принципы, которыми должен руководствоваться человек, выбирающий профессию

Принцип сознательности. Правильно выбрать профессию может человек, четко осознавший:

 что он хочет (осознающий свои цели, жизненные планы, идеалы, стремления, ценностные ориентации);

☺ что он есть (знающий свои личностные и физические особенности);

☺ что он может (знающий свои склонности, способности, дарования);

☺ что от него потребует работа и трудовой коллектив.

Принцип соответствия. Выбираемая профессия должна отвечать (соответствовать) интересам, склонностям, способностям, состоянию здоровья человека и одновременно потребностям общества в кадрах.

Принцип активности. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил в кружках, секциях, на факультативах; чтение литературы, экскурсии, встречи со специалистами, посещение учебных заведений в «Дни открытых дверей», самостоятельное обращение к психологу или профконсультанту.

Принцип развития. Отражает идею необходимости развивать в себе такие качества, которые нужны для любой профессии. Это – психические процессы (мышление, память, внимание) и следующие черты характера: трудолюбие, добросовестность, прилежность, организованность, исполнительность, самостоятельность, инициативность, умение переносить неудачи, выдержка, настойчивость.

Ошибки и затруднения при выборе профессии

1. Незнание правил выбора профессии:

·        выбор профессии за компанию;

·        перенос отношения к человеку на саму профессию;

·        отождествление учебного предмета с профессией;

·        ориентация сразу на профессии высокой квалификации;

·        неумение определить путь получения профессии.

2. Незнание самого себя:

·        незнание или недооценка своих физических особенностей;

·        незнание или недооценка своих психологических особенностей;

·        неумение соотнести свои способности с требованиями профессии.

3. Незнание мира профессий:

·        увлечение только внешней стороной профессии;

·        предубеждение в отношении престижности профессии;

·        незнание требований профессии к человеку;

·        устаревшие представления о характере и условиях труда конкретной профессии. 

Профессиональная пригодность

Различают следующие степени профессиональной пригодности:

Непригодность. Она может быть временной или практически непреодолимой. О ней говорят в тех случаях, когда имеются отклонения в состоянии здоровья, несовместимые с работой. При этом дело обстоит не обязательно так, что человек не может работать, а так, что работа в данной профессии может ухудшить состояние человека. Противопоказания бывают не только медицинские, но и психологические: те или иные стойкие личные качества будут помехой для овладения определенной профессией.

► Годность. Характеризуется тем, что нет противопоказаний, но нет и очевидных показаний. Иначе говоря, ни за, ни против. «Можешь выбирать эту профессию. Не исключено, что станешь хорошим работником». Примерно такими словами можно охарактеризовать данную степень профессиональной пригодности.

► Соответствие. Нет противопоказаний и есть некоторые личные качества, соответствующие требованиям профессии. Например, есть выраженный интерес к определенным объектам труда (технике, природе, людям, искусству) или успешный опыт в данной области. При этом не исключено соответствие другим профессиям. «Можешь выбрать эту профессию. И весьма вероятно, что ты будешь хорошим работником».

► Призвание. Это высший уровень профессиональной пригодности. Он характеризуется тем, что во всех элементах ее структуры есть явные признаки соответствия человека требованиям избираемого вида труда. Речь идет о признаках, которыми человек выделяется среди своих сверстников, находящихся в равных условиях обучения и развития. «В этой и именно в этой области труда ты будешь наиболее нужен людям».

Чтобы открыть в себе призвание, важно смело «примеривать» себя к самым разным профессиям, необходимо практически пробовать свои силы в разных видах труда.

Что нужно знать при выборе учебного заведения

Возможно, выбранную вами профессию можно получить в нескольких учебных заведениях. В таком случае возникает проблема выбора учебного заведения. Правильный выбор можно сделать, узнав все об этих учебных заведениях.

           Собирая информацию об учебном заведении, следует получить ответы на следующие вопросы:

·        Какой уровень образования позволяет получить учебное заведение (профессионально-техническое, среднее специальное, высшее)?

·        По каким специальностям и специализациям осуществляется профессиональная подготовка?

·        Какая квалификация присваивается по окончании учебного заведения?

·        Каковы предоставляемые формы обучения (дневная, вечерняя, заочная)? Платное или бесплатное обучение? Размер оплаты?

·        Какие требования предъявляются к поступающим (возраст, состояние здоровья, пол, уровень образования)?

·        Каков порядок приема в учебное заведение (сроки подачи документов, сроки сдачи экзаменов, льготы поступающим)?

·        Какова продолжительность обучения?

·        Оказывает ли учебное заведение помощь в трудоустройстве выпускников?

·        Есть ли подготовительные курсы. Когда они начинают работать и какая оплата?

·        Когда проводятся «Дни открытых дверей» в учебном заведении?

·        Адрес учебного заведения и его полное название?

Условие оптимального выбора профессии

ХОЧУ – стремления личности (желания, интересы, склонности, идеалы).

МОГУ – возможности личности (состояние здоровья, способности, уровень знаний, характер, темперамент).

НАДО – потребности общества в кадрах, и осознания необходимости затратить определенные усилия для достижения жизненно важных целей.

Планируя свою профессиональную карьеру, полезно ответить на следующие вопросы:

·        От каких своих умений и способностей вы получаете наибольшее удовлетворение?

·        Каковы ваши основные интересы и любимое времяпрепровождение?

·        Какие учебные предметы у вас любимые?

·        Чем бы вы хотели заниматься каждый день по 8 часов из года в год?

·        О какой работе вы мечтаете?

·        Каким вы представляете свое занятие через 10 лет?

·        Какая работа была бы для вас идеальной? Опишите ее как можно подробнее. Представьте себя на этой работе, с кем вы работаете, как проводите время?

·        Каковы ваши критерии выбора профессии? (обязательные и желательные)

·        Какие ваши сильные стороны и навыки более всего позволяют вам считать себя подходящим для работы, которая вам кажется идеальной?

·        Какие пробелы в своих знаниях и умениях вам необходимо ликвидировать, чтобы получить идеальную для вас работу?

·        Если работа, идеальная для вас недостижима в настоящее время, то какую работу вы могли бы выполнять, чтобы продвигаться в избранном направлении?

·        С кем можно посоветоваться, чтобы получить полезную для планирования карьеры информацию?

·        И, наконец, запишите ваши ближайшие и долгосрочные цели в области карьеры и действуйте.

Темперамент и стиль деятельности

Каждый учащийся должен сделать выбор, где он будет продолжать обучение после школы. И для того, чтобы не ошибиться, необходимо учитывать свои индивидуальные особенности. Такие индивидуальные особенности как интересы, склонности весьма непостоянны и изменчивы. Поэтому нужно стимулировать их развитие. Однако есть и другой тип индивидуальных особенностей, которые изменить практически нельзя, но невозможно и не обращать на них внимания, т.к. они влияют на деятельность, на поведение, на взаимоотношения с окружающими. К таким особенностям и относится темперамент.

Темпераментом называют совокупность свойств, характеризующих динамические особенности протекания психических процессов и поведения человека, их силу, скорость, возникновение, прекращение и изменение.

Сегодня существует несколько разных типологий темперамента, но чаще всего наблюдаются те четыре типа, которые известны нам из классического учения о темпераментах: сангвинический, холерический, флегматический и меланхолический.

В большинстве случаев в людях сочетаются черты всех четырех типов темперамента, один из которых выражен сильнее, а другие слабее. Можно говорить не о темпераменте, а о «темпераментной структуре», которая включает в себя все типы.

Темперамент непосредственно сказывается на стиле работы, хотя степень его влияния на труд зависит от производственных условий и подготовленности рабочего или учащегося к данному виду труда и его направленности.

Стиль работы – это совокупность манер поведения работника в труде, выражающаяся в целеустремленности, интересе, продолжительности врабатываемости, в темпе и производительности труда, в ритмичности трудового процесса, в требовательности к качеству результатов труда.

Сангвиник может быть надежным в любой работе, кроме автоматической, однообразной и медлительной. Он более способен к живой, подвижной деятельности, требующей смекалки, находчивости и активности. Сангвиник обычно целеустремлен, работает не ради самой работы по необходимости, а с определенной целью достичь желаемого, причем настойчиво и терпеливо добивается намеченного результата. Но эта целеустремленность и настойчивость проявляются им, когда работа разнообразна и удовлетворяет его склонность к смене впечатлений. Во всех делах в меру сдержан и спокоен. Однако не терпит помех в работе с чьей-либо стороны. В случае таких задержек в работе часто «опускает руки», проявляет уже безразличие к делу и даже апатию.

Холерик наиболее успешно выполняет работы с ярко выраженной цикличностью, где в какие-то периоды рабочего цикла требуется максимальное напряжение сил, а потом деятельность сменяется более спокойной работой другого характера до следующего цикла. Но он может со временем приспособиться и к равномерному ритму работы, которую хорошо освоит, и будет иметь в ней неизменный успех.

Следует иметь в виду, что холерический темперамент более других способствует напряженности при выполнении опасных и ответственных действий, в которых допускаются те или иные неточности. Поэтому очень важно побуждать и укреплять его уверенность в успехе. Ему свойственно плохое самообладание. В случаях неудач – а они в период обучения у него бывают часто – он может принять опрометчивые решения.

Холерикам предписывается деятельность, позволяющая установить нормальный порядок в труде и отдыхе, работу умеренно-деятельную, поскольку утомляющие физические и умственные занятия неблагоприятны для представителей данного типа темперамента. Вместе с тем они не должны выбирать профессию, требующую сидячего образа жизни, а также занятий, связанных с длительным пребыванием у огня (горны, печи) и, вообще, с высокими температурами, так как это тоже вредно для их здоровья.

Флегматику наиболее соответствует такая учебная и производственная работа, где нет необходимости в быстром выполнении сноровистых и разнообразных действий. Флегматик приступает к работе не спеша, но готовится к ней обстоятельно, ничего не упуская из поля своего внимания. Врабатывается в нормальный ритм сравнительно долго. Темп работы не высок. Однако благодаря обстоятельной подготовке к работе, упорству и настойчивости производительность его труда может быть вполне удовлетворительной. Он требователен к качеству своей работы, но не стремится сделать больше и лучше, чем от него требуется. Не склонен к смене видов деятельности и их целей. Более расположен к однообразной, хорошо им освоенной работе.

Флегматика приходится поторапливать. И при этом, учитывая его упорство и настойчивость в работе, а также то, что он и без понукания работает с большим, хотя и не ярко выраженным, напряжением, его нельзя упрекать в медлительности, потому что это его свойство не зависит от его воли. Его нужно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности в действиях и излишне не опекая.

Меланхолик в отношении эмоциональной возбудимости и впечатлительности – полная противоположность флегматику. Некоторое сходство их можно заметить лишь в вялом реагировании на раздражители, поступающие из окружающей среды, и в медлительности действий, хотя причины вялости и медлительности у них различны. Он может вполне успешно работать в спокойной и безопасной обстановке, не требующей от него быстрых реакций и частой смены характера деятельности. Однако длительное время, переживая обиды и даже незначительные «уколы» самолюбия, часто отвлекается в своих мыслях от выполняемой работы, допуская невнимательность и ошибки, поэтому врабатывается в нормальный ритм труда медленно и сохраняет его недолго в результате периодических появлений апатии и вялости. Темп работы непостоянен. Плодотворность труда может быть весьма высокой при бодром настроении и низкой – при подавленном.

Предпочитает работать в одиночку. Благодаря своей высокой чувствительности, он легко улавливает и понимает тонкости в поведении людей, окружающем его мире, а так же в искусстве, литературе, музыке. Меланхолику подходит работа, требующая внимания, умения вникнуть и проработать мельчайшие детали. Ему противопоказана деятельность, требующая значительного напряжения, связанная с неожиданностями и осложнениями.

Следует отметить, что любая группа людей работает эффективней, если в ней есть представители всех темпераментов. Меланхолики первыми чувствуют, в каком направлении надо начинать поиск. Холерики выполняют функции бесстрашных разведчиков. Сангвиники являются источником положительных эмоций и постоянно генерируют неожиданные идеи. Флегматики анализируют информацию и предлагают взвешенное решение.

          Таким образом, влияние свойств нервной системы (силы, подвижности, уравновешенности) и связанных с ними типологических особенностей личности на мотивацию деятельности проявляется в том, что у людей с определенным темпераментом обнаруживается предпочтение определенному типу профессиональной деятельности. 

Учреждения высшего образования

Город Гомель

  • Белорусский государственный университет транспорта
  • Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации
  • Гомельский государственный медицинский университет
  • Гомельский государственный технический университет им. П. О. Сухого
  • Гомельский государственный университет им. Франциска Скорины
  • Гомельский филиал Международного университета «МИТСО»

Город Мозырь

  • Мозырский государственный педагогический университет имени И.П. Шамякина

Учреждения среднего специального образования

Город Гомель

  •    Гомельский государственный политехнический колледж 
  • Филиал «Гомельский государственный дорожно-строительный колледж имени Ленинского комсомола Белоруссии» учреждения образования «Республиканский институт профессионального образования»
  • Гомельский государственный машиностроительный колледж
  • Гомельский государственный колледж железнодорожного транспорта БЖД
  • Гомельский государственный педагогический колледж имени Л.С. Выготского
  • Гомельский государственный колледж искусств
  • Гомельское государственное художественное училище
  • Гомельский государственный медицинский колледж
  • Гомельский государственный аграрно-экономический колледж
  • Гомельское государственное училище олимпийского резерва

Город Буда-Кошелево

  • Буда-Кошелевский государственный аграрно-технический колледж

Город Жлобин

  • Жлобинский государственный металлургический колледж

Агрогородок Красный Берег Жлобинского района

  • Краснобережский государственный аграрный колледж

Город Калинковичи

  • Полесский государственный аграрный колледж (г.Калинковичи)

Городской поселок Лоев

  • Лоевский государственный педагогический колледж

Город Мозырь

  • Мозырский государственный медицинский колледж
  • Мозырское государственное музыкальное училище
  • Мозырский государственный политехнический колледж

Город Речица

  • Речицкий государственный аграрный колледж
  • Речицкий государственный педагогический колледж

Город Рогачев

  • Рогачевский государственный педагогический колледж

Город Светлогорск

  • Светлогорский государственный индустриальный колледж

 Учреждения профессионально-технического образования

Город Гомель

  • Гомельский государственный профессионально-технический колледж бытового обслуживания
  • Гомельский государственный профессионально-технический колледж кулинарии
  • Гомельский государственный автомеханический колледж
  • Гомельский государственный профессионально-технический колледж народных художественных промыслов
  • Гомельский государственный профессиональный многопрофильный лицей
  • Гомельский государственный профессионально-технический колледж электротехники
  • Гомельский государственный профессиональный аграрно-технический лицей
  • Гомельский государственный профессиональный лицей железнодорожного транспорта
  • Гомельский государственный профессиональный технологический лицей
  • Гомельский государственный профессиональный лицей речного флота
  • Гомельский государственный профессиональный лицей строителей
  • Гомельский государственный профессиональный лицей приборостроения
  • Гомельский торгово-экономический колледж Белкоопсоюза

Город Добруш

  • Добрушский государственный профессиональный политехнический лицей

Город Житковичи

  • Житковичский государственный профессиональный лицей

Город Жлобин

  • Жлобинский государственный профессионально-технический колледж
  • Жлобинский государственный профессиональный лицей сферы обслуживания

Город Калинковичи

  • Калинковичский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Рабочий поселок Костюковка

  • Костюковский государственный аграрно-технический профессиональный лицей

Городской поселок Лельчицы

  • Лельчицкий государственный профессиональный лицей

Город Мозырь

  • Мозырский государственный профессиональный лицей строителей
  • Мозырский государственный профессиональный лицей № 2 строителей
  • Мозырский государственный профессиональный лицей геологии

Город Наровля

  • Наровлянский государственный профессиональный лицей

Городской поселок Октябрьский

  • Октябрьский государственный профессиональный лицей

Поселок Прибор

  • Приборский государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Город Речица

  • Речицкий государственный профессиональный аграрно-технический лицей

Город Рогачев

  • Рогачевский государственный профессионально-технический колледж строителей

Город Светлогорск

  • Светлогорский государственный профессиональный лицей химиков

Город Хойники

  • Хойникский государственный профессиональный лицей

Город Чечерск

  • Чечерский государственный профессиональный лицей

Сайт Гомельского областного профориентационного портала http://rct.gomel.by/portal/ 

Сайт для поиска учреждений образования https://kudapostupat.by/

ССУЗы Беларуси. Справочник абитуриентаhttp://www.tamby.info/college

Информация о высших учебных заведениях Республики Беларусь включает сведения о специальностях, правилах приема, результатах  http://www.abiturient.by

 Официальные сайты о профессиях, путях трудоустройства и выбора образовательной траектории.

Министерства образования Республики Беларусь www.minedy.unibel.by

Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь www.mintrud.gov.by

Национального института образования www.adu.by

Академии последипломного образования www.academy.edu.by

Главного информационного-аналитического центра Министерства образования Республики Беларусь www.giac.unibel.by

Республиканского центра профессиональной ориентации молодежи www.repom.edu.by

Этот простой вопрос имеет сотни или даже тысячи ответов. Ни для кого не секрет, что сегодня профессию педагога не всегда оценивают достойно, она трудна, как духовно, так и физически, богата на стрессы, и вообще это весьма тяжелый труд. В лучшем случае учителя благодарят спустя много лет после окончания школы, собираясь на встрече выпускников.

Между тем, многие в своей жизни выбрали эту профессию. Почему? Работа педагога — это крайне ответственная работа. Учитель должен быть своего рода супергероем — знать и уметь все, быть другом и советчиком, которому можно доверять вслепую, и который всегда знает, откуда грозит опасность, и как с достоинством выйти из сложной ситуации.

Как гласит японская поговорка, учить — значит учиться. Это возможность развивать себя и совершенствовать свои знания и умения. Разумеется, учитель отвечает и за то (в первую очередь), чтобы учились и развивались его ученики.

Преподавание — это возможность позитивно влиять на жизнь молодых людей — хороший учитель не учит, а поддерживает обучение, вдохновляет на мечты, и является примером.

При темпе нынешней жизни учитель нередко является единственным взрослым человеком, с которым ребенок, учащийся в основной школе, в течение дня обменивается больше, чем десятью фразами-мыслями, ведь родители проводят больше времени на своей работе, чем дома.

Из образовательного школа все больше превращается в социальное учреждение, которое должно не только давать знания, но вдобавок еще и обучать самым элементарным социальным навыками, формировать в учениках принятые в обществе нормы ценностей.

Школа — это место, в котором мы можем заложить основу тем переменам, которые в длительной перспективе мы хотим видеть в обществе в целом. Школа — это среда, требующая постоянной адаптации, в которой время и прогресс никогда не стоят на месте.

Важная задача образования сегодня состоит в том, чтобы подготовить детей к будущему, несмотря на то, что мы точно не знаем, каким оно будет. Общество меняется так быстро, что невозможно предугадать, какие знания через 30 или 50 лет могут понадобиться детям, которые сегодня начинают свой школьный путь и от учителя, во многом зависит, насколько правильным и успешным будет этот путь!

Несмотря на то, что некоторые молодые люди, попробовав себя в этой профессии, все-таки решают отказаться от преподавательской работы, мы восхищаемся теми учителями, которые проработали в школе так долго, что успели воспитать , два, а то и три поколения! Мы восхищаемся своими учителями потому, что они знают так много и так много успевают! И если в будущем Вы видите себя педагогом, тогда это руководство для Вас! Здесь Вы сможете узнать о возможных путях получения педагогического образования и карьерного роста, а также дальнейших перспективах в профессии и многом другом!

КТО ТАКОЙ ПЕДАГОГ?

Педагог – это человек, профессионально занимающийся преподавательской и воспитательской работой. Педагогические должности можно разделить на 3 основные группы: преподаватели, учителя и воспитатели.

Преподаватели работают в учреждениях высшего образования. Они занимаются чтением лекций и проведением практических занятий по различным учебным дисциплинам, разработкой экзаменационных вопросников и оценкой экзаменационных работ и результатов тестирования. Кроме того, они проводят научные исследования по вопросам, связанным с их специальностью, разрабатывают и издают научные труды и статьи, участвуют в научно-практических конференциях и семинарах.

Учителя работают в учреждениях общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования. Они занимаются разработкой и выполнением учебных программ по различным предметам в соответствии с планом и графиком учебного процесса, чтением лекций, проведением уроков и практических занятий, проведением зачетов и экзаменов с целью оценки степени освоения обучающимися учебных программ. Также в обязанности учителя входит поддержание связи с родителями обучающихся, организация внешкольной деятельности, составление отчетов и другой документации, связанной с их педагогической работой.

Учителя начальных классов, кроме того, занимаются воспитательно-образовательной и оздоровительной работой по обеспечению полноценного физического и психического развития детей, созданием в классе доброжелательного, благоприятного микроклимата для проявления творчества и способностей учащихся, изучением их индивидуальных особенностей, интересов и склонностей. Их педагогическая деятельность осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.

Воспитатели работают в учреждениях дошкольного образования. Они занимаются созданием условий для развития индивидуальных и творческих способностей, познавательных интересов, физической подготовки и коррекции недостатков у детей. В их обязанности также входит поощрение языкового развития детей в процессе рассказывания историй, постановки пьес, пения, ритмики, неформальных разговоров и осуществление дифференцированного подхода к воспитанию ребенка в зависимости от пола. Работа воспитателей также осуществляется в тесном контакте с родителями (опекунами) детей.

Кроме того, к педагогическим специальностям относятся и такие, как

  • культорганизатор, который занимается эстетическим воспитанием учащихся, приобщает их к миру культуры и вовлекает в творческую деятельность;
  • педагог-психолог, в чьи задачи входит оказание помощи в разрешении психологических проблем личности и межличностных отношений, создание благоприятного психологического климата в группах и др.;
  • педагог дополнительного образования, который может руководить кружком, клубом, секцией, хором, ансамблем и т. д.

ЧТО ДЕЛАЕТ ПЕДАГОГ?

Основные сведения о работе педагога

Учителя и преподаватели имеют широкий спектр обязанностей, но самыми основными являются разработка планов учебных занятий, их проведение и контроль успеваемости учеников или студентов. Хотя все педагоги выполняют те же основные функции, их работа может существенно варьироваться в зависимости от преподаваемого предмета и возраста учеников.

Так в системе образования Республики Беларусь можно выделить следующие основные ступени:

  • дошкольное образование (ясли, детские сады);
  • начальное образование (1-4 классы средней школы);
  • образование старшего звена (5-11 классы);
  • профессиональное образование (учреждения профессионально-технического, среднего специального и высшего образования).

Отдельно можно выделить специальное образование, которое предполагает обучение и воспитание детей с особенностями психофизического развития.

Углубленные сведения о работе педагога

Воспитатели детских садов и учителя начальных школ помогают своим ученикам с базовыми навыками, такими как чтение, математика и письмо. Некоторые педагоги используют для этого творческие и интерактивные методы обучения. Они прививают им привычку и интерес к изучению окружающего мира, приобретению новых знаний, а также навыки межличностного общения и взаимодействия.

Учителя старшего звена специализируются на каком-то определенном предмете, но также продолжают прививать своим ученикам основные жизненные навыки и знания. Более взрослых детей может быть сложнее подтолкнуть к освоению чего-то нового. Иногда чтобы мотивировать их познавательную активность, педагогу приходится бросать им вызов, но это требует и от него постоянного расширения своих знаний.

Еще одна особенность работы педагога на этом этапе – это подготовка учеников выпускных классов к поступлению в другие учебные заведения.

Рабочий график преподавателей в учреждениях профессионального образования отличается от рабочего графика учителей в школах и детских садах, так как его занятия могут проходить в разное время. Рабочий отпуск педагога обычно длится около 2 месяцев в летнее время.

ШАГИ НА ПУТИ СТАНОВЛЕНИЯ ПЕДАГОГА.

1 ПОЛУЧИТЬ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Чтобы работать педагогом в детском саду или начальной школе, необходимо окончить одно из учреждений среднего специального образования по педагогической специальности.

2 ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 1 СТУПЕНИ

Для работы учителем в классах старшего звена средней школы необходимо иметь диплом об окончании учреждения высшего образования по педагогической специальности.

3 ПОЛУЧИТЬ ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ 2 СТУПЕНИ (СТЕПЕНЬ МАГИСТРА)

Чтобы получить углубленную подготовку по педагогической специальности или продолжить образование и получить дополнительные знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, необходимо, имея высшее образование 1 ступени, успешно окончить магистратуру.

Степень магистра также дает возможность иметь более высокую заработную плату и более быстрое продвижение по карьерной лестнице.

4 ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ КАНДИДАТА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

Для дальнейшей научно-исследовательской работы в области педагогики необходимо окончить аспирантуру и получить степень кандидата педагогических наук. Для поступления в аспирантуру необходимо иметь высшее образование и степень магистра. Степень кандидата наук открывает дорогу в докторантуру и в целый ряд научных и учебных заведений для трудоустройства.

5 ПОЛУЧИТЬ СТЕПЕНЬ ДОКТОРА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ НАУК

В докторантуру принимаются лица с ученой степенью кандидата наук, имеющие научные труды (статьи, монографии, изобретения, патенты и другие материалы, подтверждающие вклад в науку), составляющие в совокупности основу для докторской диссертации с возможностью ее завершения в течение трех лет. Степень доктора наук является показателем того, что на основании выполненных автором диссертации исследований совершено новое крупное научное достижение, либо решена серьезная научная проблема, имеющая важное социально-культурное значение.

ПОПУЛЯРНЫЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ ДЛЯ НАЧИНАЮЩИХ ПЕДАГОГОВ

Профессия преподавателя иностранного языка интересна тем, что этот специалист находится в эпицентре разных проявлений культуры, а его работа – на стыке самых разнообразных знаний, ведь ему необходимо помимо самого языка знать огромное количество вещей и явлений, которые обычно на этом языке обсуждаются.

Данная специальность подходит для тех, кто хотел бы стать учителем физкультуры, тренером спортивной программы или иным образом способствовать развитию спортивных и физических возможностей учеников или студентов.

Педагог-психолог решает задачи социальной адаптации обучающихся, оказания им психологической помощи и оптимизации образовательного процесса. Он проводит работу по развитию способностей, формированию психологической культуры личности, обучению адекватным отношениям, решению деловых и межличностных конфликтов, оказанию помощи в экстремальных ситуациях.

КОМПОНЕНТЫ УСПЕШНОЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКОЙ КАРЬЕРЫ

Чтобы быть успешным в своей области, педагог должен:

  • быть организованным и внимательным к деталям;
  • быть в состоянии четко объяснить концепцию, чтобы это было понятным обучаемым;
  • быть собранным и способным контролировать ситуацию в случае непредвиденных обстоятельств на уроке;
  • быть терпеливым, понимающим и толерантным;
  • быть чрезвычайно хорошо осведомленным в своей области знаний, чтобы компетентно отвечать на вопросы учеников и качественно проводить занятия;
  • уметь грамотно письменно и устно излагать свои мысли, чтобы качественно объяснять учебный материал, общаться с учениками, их родителями, другими преподавателями и прочими членами школьной системы.
Прокрутить вверх