Правовая страничка

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ И ПРАВОНАРУШЕНИЯ 

НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Проблема безнадзорности и правонарушений остаётся одной из актуальных сегодня. Общество очень обеспокоено ростом преступности, и в первую очередь, конечно же, среди детей и подростков. Беспризорные дети и подростки, являясь так называемой группой риска, не имея средств к существованию, изыскивают их доступным для себя способом, не всегда законным путем и, как следствие, — постоянно пополняют ряды несовершеннолетних преступников, число которых в последние годы растёт.

Безнадзорные дети — дети, лишённые присмотра, внимания, заботы, положительного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих. Безнадзорный ребёнок живёт с родителями под одной крышей, сохраняет связи с семьёй, имеет эмоциональную привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти находятся в стадии разрушения. Отсутствие должной заботы, внимания, интереса к потребностям формирующейся в семье личности ребёнка создают реальную угрозу его психическому, физическому и нравственному здоровью. Безнадзорность детей — первый шаг к беспризорности, социальной дезадаптации.

Беспризорные дети — дети, которые не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту нормальных занятий, ухода, обучения и позитивных воспитательных воздействий. Как правило, беспризорность связана с противоправным поведением.

Огромная проблема, последствия которой драматичны и непредсказуемы, ощущается во всём мире: миллионы «детей улицы», брошенные на произвол судьбы, недоедающие с рождения, которым отказано в привязанности, образовании и помощи; которые живут, не зная любви. Дети, которые в борьбе за существование прибегают к обману, воровству и насилию.

Отличительные признаки, позволяющие считать ребёнка беспризорником:

•   полное прекращение всякой связи с семьёй, родителями, родственниками;

•   проживание в местах, не предназначенных для человеческою жилья: добывание средств к жизни способами, не признаваемыми в обществе (попрошайничество, воровство и пр.);

•   подчинение неписаным законам, продиктованным признаваемым среди беспризорников авторитетом.

Отличает беспризорника от всех других детей лишь совокупность всех перечисленных признаков. Они позволяют увидеть, что несовершеннолетний беспризорник не живёт, а существует. Причём далеко не лучшим образом. Тем не менее общение детей «одинаковой судьбы» при всех неудобствах их образа жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, болезни, страх перед другими подростками) обладает для каждого из них притягательной силой, которую даёт чувство облегчения после разрядки психического напряжения, которое ранее почему-либо испытывал ребёнок.

Причины возникновения детской безнадзорности:

•   кризисные явления в семье (рост числа разводов и количества неполных семей, асоциальный образ жизни родителей, падение уровня жизни и, как следствие, ухудшение условий содержания детей);

•   распространение жестокого обращения с детьми в семьях, снижение ответственности за их судьбу;

•   обвальное снижение количества бесплатных учреждений для отдыха и организации досуга детей в связи с влиянием рыночной экономики и оскудением государственных дотаций.

Таким образом, главной причиной детской безнадзорности является семейное неблагополучие, продолжающийся рост числа родителей, не выполняющих должным образом своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Проблемы и последствия безнадзорности и бродяжничества детей

Главное последствие безнадзорности детей — социальная дезадаптация личности ребёнка. Общеизвестно, что дети, предоставленные сами себе, не посещают учебно-воспитательные заведения, попрошайничают, начинают воровать. Причём в большей степени этому подвержены дети, лишённые родительского попечения. Безнадзорные дети имеют больший риск стать жертвами преступлений, насилия, употребляют наркотики, алкоголь, ведут аморальный образ жизни, занимаются проституцией и т. п. Дети и подростки из дезадаптированных семей являются источником формирования и пополнения рядов «уличных» несовершеннолетних правонарушителей.

Отсутствие нормальных жилищных условий (а порой пребывание в антисанитарных условиях), медицинской помощи, регулярного и правильного питания подрывает здоровье безнадзорных детей. В социально-реабилитационные учреждения они попадают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьёзных психосоматических, инфекционных и венерических заболеваний. Следует иметь в виду, что безнадзорные и беспризорные дети наиболее уязвимы, с точки зрения заражения ВИЧ-инфекцией.

Таким образом, для большинства безнадзорных и беспризорных детей характерна социально-психологическая депривация, сопровождающаяся деформацией социального и психологического развития личности.

В перевоспитании несовершеннолетних особой проблемой является выбор методик. Нет методов хороших и плохих, ни один путь перевоспитания не может быть заранее объявлен эффективным или неэффективным без учёта тех условий, в которых он применяется. Следует отметить, что не всякое педагогическое воздействие ведёт к позитивным изменениям в процессе перевоспитания, а только то, которое принимается воспитанником, соответствует его внутренним устремлениям, становится для него личностно значимым. Одним из главных принципов работы с несовершеннолетними правонарушителями должен быть индивидуальный подход к каждому ребёнку.

Детям необходимы достойные примеры жизни взрослых. Они будут пребывать во зле до той поры, пока взрослые личным примером порядочной жизни не укажут им иной путь.

Несовершеннолетние правонарушители требуют особого подхода. Это в полном смысле должен быть подход поэтапный, на первом этапе которого должны быть установлены хорошие отношения с подростком и его окружением, точнее, должен быть установлен контакт.

Учитывая, что несовершеннолетние правонарушители чаше всего особенно возбудимы, педагогам и родителям важно выбрать для ребёнка тот вид деятельности, который поможет ему во время конфликта быть сдержанным и терпеливым. Задача взрослых состоит в воспитании у подростка терпимости, внимания, сдержанности.

Необходимо помнить о ряде условий, которые помогут достичь успеха.

Первое — установить контакт с подростком, чтобы общение дало возможность его познать.

Познание ребёнка — это второе, о чём должны помнить взрослые. Знать его мысли, стремления, реакции, планы на будущее.

Третье — установить добрые отношения, что поможет в его реабилитации.

Система профилактики должна быть направлена прежде всего на предупреждение самой возможности правонарушений путём создания надлежащих условий жизни и благоприятного нравственного формирования личности. Главное внимание нужно уделять выявлению и ликвидации причин правонарушений несовершеннолетних, ранней профилактике правонарушений. Необходимо знакомить учащихся с основами гражданского и правового воспитания в учебных заведениях и в семье.

Одной из существенных мер профилактики правонарушений несовершеннолетних является контроль за несовершеннолетними, которые нигде не учатся и не работают, в целях предупреждения противоправного объединения несовершеннолетних, их лидеров и организаторов. Профилактическое воздействие на группу может заключаться в её разложении и разобщении, развенчании лидера с помощью воспитательных мер.

Закрепление в Уголовном кодексе Республики Беларусь, принятом 9 июня 1999 г. и введённом в действие с 1 января 2001 г., особых положений относительно уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлено социально-психологическими особенностями лиц этой возрастной категории. С одной стороны, несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет достигают уже достаточно высокого уровня социализации (у них появляется самостоятельность, настойчивость, умение контролировать своё поведение, владеть собой), с другой — происходит дальнейшая социализация личности (продолжается или завершается обучение в школе или в техникуме, происходит уяснение своего места в обществе, накапливается опыт межличностных отношений). Для такого возраста весьма характерны излишняя категоричность суждений, вспыльчивость, неуравновешенность, неспособность оценить ситуацию с учётом всех обстоятельств и т. д. Эти возрастные особенности обусловили установление в отношении ответственности несовершеннолетних ряда исключений и дополнений по сравнению с общими правилами уголовной ответственности.

Уголовный кодекс не предусматривает каких-либо специальных видов наказаний для лиц, совершивших преступление в возрасте до 18 лет, а лишь ограничивает их, в отличие от взрослых, шестью видами. Согласно ст. 109 УК, к лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, могут быть применены следующие наказания:

*   общественные работы (ст. 110); 

*   штраф (ст. 111); 

*   лишение права заниматься определённой деятельностью (ст. 1120); 

*   исправительные работы (ст. 113); 

*   арест (ст. 114); 

*   лишение свободы (ст. 115).

Применение других видов наказаний в отношении лица, совершившего преступление в возрасте до 18 лет, не допускается независимо от того, достигло ли оно совершеннолетия на день постановления приговора.

Несовершеннолетнему, совершившему преступление в возрасте от 14 до 16 лет и не достигшему ко дню постановления приговора 16 лет, могут быть назначены только два вида наказания: 

*   штраф, 

*   лишение свободы. 

Таким лицам не допускается назначение наказания в виде общественных работ, исправительных работ и ареста, лишения права заниматься определённой деятельностью

Таким образом, работа с несовершеннолетними правонарушителями обязательно предполагает педагогический процесс перевоспитания. Достижение целей перевоспитания осуществляется, как правило, в процессе реализации совокупности таких методов, как:

*   убеждение, стимулирование, мотивация, внушение, 

*   коррекция поведения, 

*   воспитывающие ситуации, требование, цель быть похожим на кумира, идеал; 

*   включение в группу воспитанных подростков; 

*   «метод взрыва»; 

*   метод дилемм и рефлексия.

Профилактика правонарушений несовершеннолетних должна быть в первую очередь сосредоточена на всесторонней экономической и социальной помощи семье, совершенствовании семейного и общественного внимания. Одним из главных принципов деятельности государственных и общественных организаций по профилактике правонарушений несовершеннолетних является индивидуальный подход.

С кем проводится индивидуальная профилактическая работа

Определены категории лиц, в отношении которых органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводится индивидуальная профилактическая работа.

К числу таковых относятся:

•   безнадзорные или беспризорные;

•   занимающиеся бродяжничеством или попрошайничеством;

•   содержащиеся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;

•   употребляющие наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо одурманивающие вещества, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

•   совершившие правонарушение, повлёкшее применение меры административного взыскания;

•   совершившие правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;

•   освобождённые от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия:

•   совершившие общественно опасное деяние и не подлежащие уголовной ответственности — в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;

•   обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;

•   условно-досрочно освобождённые от отбывания наказания, освобождённые от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием;

•   получившие отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;

•   освобождённые из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушение режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;

•   осуждённые за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобождённые судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;

•   осуждённые условно, осуждённые к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.

Если ВАС ЗАДЕРЖАЛИ И ДОСТАВИЛИ В милицию, ЗНАЙТЕ, ЧТО:

1. Вы имеете право требовать, чтобы милиция немедленно уведомила Ваших родственников о Вашем местонахождении. Милиция обязана сделать это в соответствии со статьей 6 Закона «О милиции».

Вашим родственникам или друзьям следует без промедления обратиться к адвокату (в любую юридическую консультацию) для Вашей защиты.

2. Вы имеете право пользоваться помощью адвоката. Милиция обязана предоставить Вам возможность встретиться с адвокатом, но НЕ ОБЯЗАНА предоставить Вам адвоката. Поэтому важно как можно скорее сообщить родственникам или друзьям о Вашем задержании.

Если милиция говорит, что Вы нс имеете права на помощь адвоката или что адвокат может участвовать только при рассмотрении Вашего дела в суде, НЕ ВЕРЬТЕ. Милиция может ссылаться на статьи Кодекса об административных правонарушениях или даже Уголовно-процессуального Кодекса, но Вы должны знать, что Конституцией Республики Беларусь (статья 62) Вам гарантируется право пользоваться помощью адвоката в любой момент.

3. Вы имеете право отказаться давать какие-либо объяснения и ничего не подписывать (пока Вы не поговорите с адвокатом).

4. Вы имеете право знать, почему Вас задержали. Ваше задержание может быть связано с тем, что Вас обвиняют в совершении административного правонарушения. Это называется административным задержанием. Написанное ниже относится к административному задержанию. Если Ваше задержание связано с уголовным делом, ничего не подписывайте и отказывайтесь разговаривать со следователем или кем-либо другим до тех пор, пока Вам не

дадут возможности воспользоваться Вашим КОНСТИТУЦИОННЫМПРАВОМна юридическую защиту и встретиться с адвокатом.

5. Милиция обязана составить протокол о Вашем административном задержании. В этом протоколе должны быть указаны: дата, место составления, ВРЕМЯ, МЕСТО и ОСНОВАНИЯ Вашего задержания, ф.и.о. и должность составляющего протокол.

ВНИМАТЕЛЬНО прочтите этот документ. Вы имеете право его не подписывать (и письменно указать, почему Вы отказываетесь это сделать). Вы имеете право сделать запись в протоколе обо всем, с чем вы не согласны, объяснить Ваше отношение к задержанию.

6. Милиция имеет право произвести личный досмотр Вас и Ваших вещей. Личный досмотр должен производиться лицом одного с Вами пола в присутствии двух свидетелей (понятых) того же пола. При личном досмотре милиция имеет право изъять Ваши вещи и документы. ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ, чтобы в протоколе 

были перечислены и точно описаны все изъятые у Вас вещи и документы.

7. Документом, на основании которого Вас могут привлечь к административной ответственности, является протокол об

административном правонарушении. При составлении этого протокола Вам должны разъяснить Ваши права. 

ОЧЕНЬ ВНИМАТЕЛЬНО прочтите этот протокол. В нем должны быть указаны:

• дата; место составления протокола; ф.и.о. и должность составляющего протокол;

• когда, где и какое административное правонарушение Вы совершили;

• кто был свидетелем этого административного правонарушения.

ВЫ ИМЕЕТЕ ПРАВО приложить к протоколу Ваши письменные объяснения. Если Вам не дают возможности сделать запись в самом протоколе, изложите Ваши объяснения отдельно и настаивайте, чтобы в протоколе было указано, что Ваши объяснения прилагаются к протоколу. Вы можете отказаться подписывать протокол, но лучше самостоятельно записать, почему вы это делаете.

8.АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАДЕРЖАНИЕ НЕ ДОЛЖНО ПРЕВЫШАТЬ ТРЕХ (3) ЧАСОВ.

Если Вас обвиняют в совершении

• мелкого хулиганства;

• нарушении порядка организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций;

• торговли в неустановленных местах;

• незаконной продажи товаров или мелкой спекуляции, то Вы можете быть задержаны ДО РАССМОТРЕНИЯ ДЕЛА судьей, начальником (заместителем начальника) милиции.

Срок административного задержания начинает отсчитываться с момента доставления Вас в милицию.

9. О своем несогласии с задержанием, личным досмотром, изъятием вещей Вы имеете право написать в жалобе в суд, начальнику органа внутренних дел или прокурору.

ВСЕГДА ПОМНИТЕ:

Вы находитесь во власти милиции. Не паникуйте, не теряйтесь, не показывайте страха.

Не горячитесь, не поддавайтесь на провокации, не идите на конфликт.

Будьте уверенны в себе, спокойны, вежливы.

Все нарушения закона, допущенные в отношении Вас, являются основанием для наказания виновных работников милиции.

После освобождения без промедления обращайтесь к адвокату, в правозащитные организации.

Права родителей:

  • Избирать и быть избранными в совет школы. Вносить предложения на рассмотрение совета школы. Посещать отдельные уроки и мероприятия по согласованию с учителями и администрацией.
  • Принимать участие в оценке деятельности педколлектива.
  • Обращаться с предложениями по улучшению педагогического процесса в школе.
  • Защищать права своего ребенка и честь семьи.
  • Обращаться к психологу, администрации или в конфликтную комиссию по спорным вопросам, в проблемной ситуации.
  • Выбирать профиль обучения ребенка.
  • Ходатайствовать о поощрении отдельных педагогов и уча¬щихся.

Обязанности родителей:

  • Быть ответственным за судьбу ребенка, создавать условия для его развития.
  • Быть семейным психологом, педагогом и врачом. А для этого посещать занятия в школе и читать литературу. Главное в семье — это уважение друг друга, общность интересов и дел, терпимость, защищенность каждого и его самоценность.
  • Заниматься воспитанием постоянно, а не от случая к случаю.
  • Начинать воспитание ребенка с воспитания себя. Воспитание — это не отдельные нравоучения, а вся жизнедеятельность семьи.
  • Любить ребенка и уметь выразить свою любовь в ласковом слове и ласковой интонации.
  • Обращаться с ребенком как с равным. Дети никогда не бы¬вают для себя маленькими, они всегда уже большие. Воспитывать в детях самостоятельность.
  • Не подходить к ребенку, если нет своих принципов, убеждений. Направлять, давать советы, но считаться с мнением ребенка.

Ученик имеет право:

  • Проявлять собственную активность в приобретении знаний и умений с использованием всех возможностей школы; выражать свое личное мнение и сомнения, касающиеся содержания обучения и воспитания в школе.
  • Излагать классному наставнику, директору школы, другим учителям свои проблемы и получать от них помощь, объяснения, ответы.
  • Требовать уважения своего достоинства.
  • Проявлять инициативу в общественных организациях.
  • Участвовать во внеклассных и внешкольных занятиях.
  • Представлять школу на конкурсах, смотрах, соревнованиях и иных мероприятиях в соответствии со своими возможностями и умениями.
  • Отдыхать в перерывах между уроками; на период каникул домашние задания не задаются.
  • Требовать открытой и немедленной оценки своих знаний и умений, получения оценки по каждому предмету исключительно в соответствии со своими знаниями и умениями.
  • Поведение в школе и за ее пределами оценивается отдельно.
  • Быть заблаговременно уведомленным о сроках и объеме пись¬менных контрольных работ. В течение дня может быть проведена только одна контрольная работа, в течение недели — не более трех.
  • Получать дополнительную помощь учителя в приобретении знаний, повторную оценку знаний и умений, помощь со стороны товарищей.
  • Выбирать лично, через родителей или лиц, их заменяющих, профили обучения, существующие в данной школе, формы обучения, определять темпы, сроки освоения обязательного и превышающего его уровня образования, избирать индивидуальную программу обучения.
  • Иметь дополнительный свободный день в неделю при отличных успехах в учебе.
  • Избирать и быть избранным в совет школы и органы школьного самоуправления.

Ученик обязан:

  • Вести себя в любой ситуации таким образом, который соответствует достоинству человека.
  • Полностью использовать время, предназначенное для обучения, прилежно работать над обогащением своих знаний, систематически готовиться к занятиям в школе, участвовать в вы¬бранных им внеклассных и дополнительных занятиях.
  • Действовать на благо школьного коллектива.
  • Достойно, культурно вести себя в школе и за ее пределами, заботиться о чести и поддержании традиций школы, ее авторитета.
  • Проявлять уважение к учителям и другим работникам школы, подчиняться указаниям и распоряжениям директора школы, педагогического совета, учителей, а также постановлениям классного и школьного самоуправления, споры решать только на принципах, определенных Уставом школы.
  • Придерживаться правил общественного общежития, особенно:
  1.   проявлять уважение к взрослым и сверстникам,
  2.   оказывать сопротивление грубости и вульгарности,
  3.   уважать взгляды и убеждения других людей,
  4.   уважать свободу и достоинство другого человека.
  • Заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и жизни своих товарищей: учащийся не курит, не употребляет алкогольных напитков, наркотиков и других одурманивающих средств, он всегда чист и опрятен.
  • Заботиться о чести школы, ее эстетическом виде, стараться поддерживать в чистоте и порядке территорию школы.
  • Учащиеся и их родители (лица, их заменяющие) в соответствии с законодательством несут имущественную ответственность за порчу школьных зданий и сооружений, учебного оборудования, инвентаря и другого школьного имущества.
  • В случае нарушения норм и правил коллективной жизни, порчи имущества и оборудования школы к учащимся могут быть применены меры воздействия, предусмотренные Уставом школы, вплоть до исключения из школы.

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОДРОСТКОВ, ИМЕЮЩИХ СКЛОННОСТЬ К СОВЕРШЕНИЮ ПРАВОНАРУШЕНИЙ

Первую группу подростков характеризует устойчивый комплекс общественно-отрицательных, аморальных, примитивных потребностей, система антиобщественных взглядов, деформация отношений, оценок. У них извращены представления о товариществе, смелости. Ослаблено чувство стыда. Они циничны, грубы, озлоблены, агрессивны. Эгоизм, равнодушие к переживаниям других, осознанность совершенных правонарушений, отсутствие трудолюбия и стремление к потребительскому времяпрепровождению.

Особенности организации воспитательной работы с ними: ключом к организации работы с ними является опора на такие качества их личности, как упорство в достижении поставленной цели, стремление к престижу, первенству в сочетании с полу осознанным чувством их собственной социальной неполноценности. Зримо выраженная общественная значимость выполняемых ими трудовых дел, организация труда в небольших группах (2-3 человека), где им время от времени поручается руководить работой товарищей, способствует включению этих подростков в деятельность коллектива, установлению должных отношений.

Вторую группу составляют подростки, стремящиеся подражать тем несовершеннолетним правонарушителям, у которых имеется устойчивый комплекс аморальных потребностей и откровенно антиобщественная направленность отношений, взглядов. Они отличаются индивидуализмом, неуживчивостью, стремятся к привилегированному положению, притесняют слабых, младших. Правонарушения они совершают в основном ситуативно.

Особенности организации воспитательной работы с ними: особое значение для подростков этой группы имеет самоизмение обстановки и стереотипных форм реагирования. Подчеркнутое доверие к ним, положительная оценка их достижений, вовлечение не только в исполнительную, но, прежде всего в организационную деятельность, вырабатывающую умение и командовать, и подчиняться, обеспечивают относительно быстрое вхождение этих подростков в систему общественно-значимого труда.

Третью группу характеризует конфликт между деформированными и позитивными потребностями, отношениями, интересами, взглядами. Подростки осознают неустойчивость своего поведения, однако имеющиеся у них правильные взгляды не стали убеждениями. Эгоистические устремления или неумение противостоять ситуации вызывают их антиобщественные поступки, приводя их к накоплению опыта аморального поведения.

Особенности организации воспитательной работы с ними: т.к. для подростков этой группы важны ритм и напряженность трудовых дел, поэтому на них будет иметь положительное влияние вовлечение в поисковые работы, где имеется возможность проявить себя, самоутвердиться в глазах коллектива. 

Четвертую группу составляют подростки со слабодеформированными потребностями. Их характеризует безволие, легкая внушаемость, неустойчивость, неверие в свои силы, заискивание перед более важными товарищами.

Особенности организации воспитательной работы с ними: вхождению таких подростков в систему общественно-полезной трудовой деятельности способствует пробуждение у них интереса к жизни, положительных переживаний, нахождения жизненных перспектив. Скользящий график постоянных работ, систематический контроль и регулярное подведение итогов труда, личная ответственность перед коллективом создают условия для вхождения подростков в систему общественно-значимого труда.

В пятую группу входят подростки, ставшие на путь правонарушений случайно. Они безвольны и поддаются различным влияниям.

Особенности организации воспитательной работы с ними: такие же, как и с подростками четвертой группы (см. выше).

УСЛОВИЯ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УСПЕХ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С «ТРУДНЫМ» ПОДРОСТКОМ

  • птимистическое отношение к подростку.
  • Опора на его положительные качества.
  • Подчеркнутое доверие к его нравственным силам, потенциальным возможностям.
  • Решительная борьба со всякого рода привычками; разъяснение подростку их гнусности и аморализма, унижающих человеческое достоинство.
  • Принятие всех возможных мер по изоляции подростка от прежней аморальной среды.
  • Строгий контроль за поведением подростка.
  • Контроль за воспитанием его в семье, оказание ей необходимой помощи, а в отдельных случаях принятие мер уголовного или административного воздействия на родителей.

ПРИЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ, КОТОРЫЕ МОЖНО ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ 

С «ТРУДНЫМИ» ПОДРОСТКАМИ

1.    Созидающие приемы:

•       проявление доброты, внимания и заботы;

•       просьба;

•       поощрение;

•       одобрение, похвала;

•       награда;

•       доверие;

•       удовлетворение определенных интересов и потребностей;

•       выражение положительного отношения;

•       авансирование личности;

•       прощение;

•       проявление огорчения;

•       поручительство.

2.    Приемы, способствующие повышению успеваемости:

•       организация успеха в учении;

•       ожидание лучших результатов.

3.    Приемы, вовлекающие в накопление опыта правильного поведения:

•       убеждение;

•       доверие;

•       моральная поддержка;

•       вовлечение в интересную деятельность;

•       пробуждение гуманных чувств;

•       нравственное упражнение.

4.    Тормозящие приемы:

•       констатация поступка;

•       осуждение;

•       наказание;

•       приказание;

•       предупреждение;

•       возбуждение тревоги о предстоящем наказании;

•       проявление возмущения;

•       выявление виновного.

5.    Приемы со скрытым действием:

•       параллельное педагогическое воздействие;

•       ласковый упрек;

•       намек;

•       мнимое безразличие;

•       необычное приказание;

•       мнимое одобрение;

•       карикатура;

•       мнимое недоверие;

•       выполнение определенного дела вместо воспитанника.

«POMOGUT.BY» — информационный ресурс для людей, столкнувшихся с проблемой наркомании. Основной целью проекта является профилактика наркомании и практическая помощь наркозависимым лицам. Проект создан при непосредственном участии управления ООН по наркотикам и преступности, Министерства здравоохранения, общественных организаций.

На сайте pomogut.by собрана самая важная информация о проблеме наркомании. Как вовремя распознать в ребенке начинающего наркомана? Куда обращаться и кто может помочь? Какая ответственность предусмотрена за распространение наркотиков? На эти и многие другие вопросы можно найти ответы на сайте. 

Кроме этого на сайте pomogut.by можно найти исчерпывающий перечень специальных организаций, которые оказывают услуги зависимым, созависимым и тем, кто находится в стадии ремиссии. Приведен перечень их услуг, общая информация об организации, а также имеющиеся вакансии для трудоустройства, ближайшие мероприятия и так далее. 

На сайте pomogut.by через специальную форму каждый желающий может совершенно бесплатно получить консультацию эксперта по вопросам оказания помощи наркозависимым.

Прокрутить вверх