Молодому специалисту

1. Общая структура урока:

— тип урока;

— его место в системе уроков;

— элементы урока и время, отведенное на них.

2. Реализация основной дидактической цели урока (образовательной):

— все ли требования программы получили отражение на уроке;

— активность учащихся на уроке (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса);

— продумана ли методика изучения нового материала;

— обладал ли учитель достаточными знаниями;

— организация первичного закрепления учебного материала;

— как осуществлялась проверка качества знаний, умений, навыков  учащихся,

— дифференцированный подход к учащимся.

3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения:

— вовлечение учащихся в мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация);

— как, чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся;

— осуществление межпредметных связей;

— средства развития творческого мышления;

— информация на уроке для общего развития учащихся;

— проявлялись ли моменты интеллектуального побуждения.

4. Воспитание в процессе урока:

— использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;

— мировоззренческое воспитание учащихся, выработка взглядов, суждений;

— связь обучения с жизнью;

— воспитание порядочности, гуманного отношения к людям, природе, уважительного отношения к труду;

— воспитательные возможности оценки знаний, умений, навыков;

— каково было воспитательное воздействие самого учителя.

5. Соблюдение основных принципов дидактики:

— организация деятельности учителя и учащихся с позиции реализации принципов обучения;

— как использовалась самостоятельная работа;

— объем и трудность самостоятельных работ;

— индивидуализация самостоятельной работы.

6. Выбор методов обучения:

— выбор методов для ознакомления с новым материалом;

— использование возможности включения учащихся в самостоятельную работу;

— использование электронных средств обучения;

— методы и приемы работы учителя по выработке предметных компетенций;

— рациональность выбранных методов для проверки и контроля;

— организация опроса: письменного, устного, фронтального, комбинированного;

— работа над ошибками.

7. Работа учителя на уроке:

— соотношение организации деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся;

— внешний вид учителя;

— контакт учителя с классом;

— приемы организации работы учащихся на уроке;

— какие виды деятельности учителя имеют место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, записывание, слушание, помощь учащимся в самостоятельной работе и т.д.

8. Работа учащихся на уроке:

— проверка готовности учащихся на уроке;

— активность учащихся на разных этапах;

— колебания активности учащихся на уроке, от чего они зависят;

— виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа );

— культура труда на уроке (правильность записей, бережное отношение к учебнику);

— дисциплина на уроке;

— приемы поддержания дисциплины, достигают ли они цели;

— отношение учащихся к учителю.

9. Гигиенические условия урока:

— освещение кабинета;

— мебель и ее соответствие возрасту учащихся;

— посадка учащихся (учет роста, здоровья);

— расписание уроков;

— как была проведена перемена, предшествующая данному уроку;

— своевременное окончание урока.

10. Некоторые специальные задачи:

— учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;

— культура речи.

1. Занятие должно быть направлено на выполнение социального заказа общества.

2. Вся деятельность учителя и учащихся должна осуществляться с учётом новейших достижений психологической науки и эффективной образовательной практики.

3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, усвоить, уменьшить число ошибок и т. д.).

4. Постановка и решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.

5. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в образовательном процессе.

6. Актуализация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.

7. Оптимизация содержания обучения.

8. Совершенная структура занятия.

9. Соотношение рационального и эмоционального на занятии.

10. Единство формирований знаний, умений и навыков (практических, умственных, и общих) на всех уровнях.

11. Вычленение учебных задач и создание на занятии разнообразных учебных ситуаций.

12. Оперативная обратная связь.

13. Высокий, но посильный темп занятия.

14. Эмоциональный подъём на занятии.

Дидактические требования

1. Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связи с развивающими и воспитательными задачами.

2. Определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки учащихся.

3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах.

4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе занятия. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся.

5. Создание условий успешного обучения.

Психологические требования

1. Психологическая цель занятия:

а) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного занятия;

б) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.

2. Стиль занятия

а) определение содержания и структуры занятия:

— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;

— определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности;

— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;

— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);

б) особенности самоорганизации учителя:

— подготовленность к занятию – главное осознание педагогической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;

— рабочее самочувствие в начале занятия и в ходе его (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятии, педагогическая находчивость);

— педагогический такт;

— психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт).

1. занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;

2. темп и ритм занятия должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся на занятии должны быть гармоничными, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;

3. следует оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;

4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и творческого труда;

5. учитель должен обеспечить активное учение каждого учащегося.

1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к учебному занятию.

2. Проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу).

3. Проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.

4. Постановка цели и задач занятия.

5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний – это центральное звено занятия.

6. Первичная проверка понимания нового материала.

7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.

8. Обобщение изучаемого на занятии и введение его в систему ранее усвоенных знаний.

9. Домашнее задание к следующему занятию, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы.

10. Подведение итогов занятия, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.

Прокрутить вверх