1. Общая структура урока:
— тип урока;
— его место в системе уроков;
— элементы урока и время, отведенное на них.
2. Реализация основной дидактической цели урока (образовательной):
— все ли требования программы получили отражение на уроке;
— активность учащихся на уроке (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса);
— продумана ли методика изучения нового материала;
— обладал ли учитель достаточными знаниями;
— организация первичного закрепления учебного материала;
— как осуществлялась проверка качества знаний, умений, навыков учащихся,
— дифференцированный подход к учащимся.
3. Осуществление развития учащихся в процессе обучения:
— вовлечение учащихся в мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация);
— как, чем было обеспечено развитие познавательной самостоятельности учащихся;
— осуществление межпредметных связей;
— средства развития творческого мышления;
— информация на уроке для общего развития учащихся;
— проявлялись ли моменты интеллектуального побуждения.
4. Воспитание в процессе урока:
— использование воспитательных возможностей содержания учебного материала;
— мировоззренческое воспитание учащихся, выработка взглядов, суждений;
— связь обучения с жизнью;
— воспитание порядочности, гуманного отношения к людям, природе, уважительного отношения к труду;
— воспитательные возможности оценки знаний, умений, навыков;
— каково было воспитательное воздействие самого учителя.
5. Соблюдение основных принципов дидактики:
— организация деятельности учителя и учащихся с позиции реализации принципов обучения;
— как использовалась самостоятельная работа;
— объем и трудность самостоятельных работ;
— индивидуализация самостоятельной работы.
6. Выбор методов обучения:
— выбор методов для ознакомления с новым материалом;
— использование возможности включения учащихся в самостоятельную работу;
— использование электронных средств обучения;
— методы и приемы работы учителя по выработке предметных компетенций;
— рациональность выбранных методов для проверки и контроля;
— организация опроса: письменного, устного, фронтального, комбинированного;
— работа над ошибками.
7. Работа учителя на уроке:
— соотношение организации деятельности учителя и познавательной деятельности учащихся;
— внешний вид учителя;
— контакт учителя с классом;
— приемы организации работы учащихся на уроке;
— какие виды деятельности учителя имеют место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, записывание, слушание, помощь учащимся в самостоятельной работе и т.д.
8. Работа учащихся на уроке:
— проверка готовности учащихся на уроке;
— активность учащихся на разных этапах;
— колебания активности учащихся на уроке, от чего они зависят;
— виды деятельности учащихся на уроке (речевая деятельность, слушание, записывание с доски, самостоятельная письменная работа );
— культура труда на уроке (правильность записей, бережное отношение к учебнику);
— дисциплина на уроке;
— приемы поддержания дисциплины, достигают ли они цели;
— отношение учащихся к учителю.
9. Гигиенические условия урока:
— освещение кабинета;
— мебель и ее соответствие возрасту учащихся;
— посадка учащихся (учет роста, здоровья);
— расписание уроков;
— как была проведена перемена, предшествующая данному уроку;
— своевременное окончание урока.
10. Некоторые специальные задачи:
— учет индивидуальных и возрастных особенностей учащихся;
— культура речи.
1. Занятие должно быть направлено на выполнение социального заказа общества.
2. Вся деятельность учителя и учащихся должна осуществляться с учётом новейших достижений психологической науки и эффективной образовательной практики.
3. Наличие многоплановых целей (на какой результат направлены действия: изучить, узнать, научиться, усвоить, уменьшить число ошибок и т. д.).
4. Постановка и решение обучающих, развивающих и воспитательных задач.
5. Изменение соотношения функций учителя и учащихся в образовательном процессе.
6. Актуализация познавательной деятельности учащихся, развитие их инициативы и творчества.
7. Оптимизация содержания обучения.
8. Совершенная структура занятия.
9. Соотношение рационального и эмоционального на занятии.
10. Единство формирований знаний, умений и навыков (практических, умственных, и общих) на всех уровнях.
11. Вычленение учебных задач и создание на занятии разнообразных учебных ситуаций.
12. Оперативная обратная связь.
13. Высокий, но посильный темп занятия.
14. Эмоциональный подъём на занятии.
Дидактические требования
1. Чёткое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связи с развивающими и воспитательными задачами.
2. Определение оптимального содержания занятия в соответствии с требованиями учебной программы и целями урока, с учётом уровня подготовки учащихся.
3. Прогнозирование уровня усвоения учащимися научных знаний, сформированности умений и навыков как на занятии, так и на отдельных его этапах.
4. Выбор наиболее рациональных методов, приёмов и средств обучения, стимулирования и контроля, их оптимального воздействия на каждом этапе занятия. Выбор, обеспечивающий познавательную активность, сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на занятии и максимальную самостоятельность в учении учащихся.
5. Создание условий успешного обучения.
Психологические требования
1. Психологическая цель занятия:
а) проектирование развития учащихся в пределах изучения конкретного учебного предмета и конкретного занятия;
б) предусмотрение отдельных средств психолого-педагогического воздействия, методических приёмов, обеспечивающих развитие учащихся.
2. Стиль занятия
а) определение содержания и структуры занятия:
— соотношение нагрузки на память учащихся и их мышление;
— определение объёма воспроизводящей и творческой деятельности;
— планирование усвоения знаний в готовом виде (со слов учителя, из учебника, пособия) и в процессе самостоятельного поиска;
— выполнение учителем и учащимися проблемно-эвристического обучения (кто ставит проблему, формулирует её, кто решает);
б) особенности самоорганизации учителя:
— подготовленность к занятию – главное осознание педагогической цели и внутренняя готовность к её осуществлению;
— рабочее самочувствие в начале занятия и в ходе его (собранность, энергичность, настойчивость в осуществлении поставленной цели, оптимистический подход ко всему происходящему на занятии, педагогическая находчивость);
— педагогический такт;
— психологический климат на занятии (поддержание атмосферы радостного, искреннего общения, деловой контакт).
1. занятие должно быть эмоциональным, вызывать интерес к учению, воспитывать потребность в знаниях;
2. темп и ритм занятия должен быть оптимальным, действия учителя и учащихся на занятии должны быть гармоничными, должен соблюдаться педагогический такт и педагогический оптимизм;
3. следует оптимально сочетать различные методы и приёмы обучения;
4. доминировать должна атмосфера доброжелательности и творческого труда;
5. учитель должен обеспечить активное учение каждого учащегося.
1. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к учебному занятию.
2. Проверка домашнего задания (проверка пройденного материала бесполезна, если не имеет отношения к новому материалу).
3. Проверка знаний, умений и навыков учащихся, необходимых для восприятия нового материала.
4. Постановка цели и задач занятия.
5. Организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний – это центральное звено занятия.
6. Первичная проверка понимания нового материала.
7. Творческое применение и добывание знаний, освоение способов деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе ранее усвоенных знаний и умений.
8. Обобщение изучаемого на занятии и введение его в систему ранее усвоенных знаний.
9. Домашнее задание к следующему занятию, в том числе ранее пройденного учебного материала, необходимого для восприятия следующей темы.
10. Подведение итогов занятия, в том числе оценка деятельности учащихся и объявление отметок.